“По неписаному шаблону”: в кинопрокат вышел “Первый Оскар” – очередной представитель военно-патриотической серии. «Через прицел» на канале «Россия» и «Молчание» на Первом

В Год экологии в Сочи – Фестиваль экологического документального кино «Зажги маяк» и лабиринт из роз в парке “Ривьера”
20.05.2022
Реализацию двусторонних проектов в сфере кинематографии обсудили министры культуры России и Абхазии. Beat Film Festival объявил кинопрограмму 2022 года. В Симферополе открылся Фестиваль документального кино “КрымДок”
20.05.2022

“По неписаному шаблону”: в кинопрокат вышел “Первый Оскар” – очередной представитель военно-патриотической серии. «Через прицел» на канале «Россия» и «Молчание» на Первом

Режиссёр «Первого Оскара» Сергей Мокрицкий в третий раз обратился к теме войны. Фильм, поощряемый Министерством культуры и Фондом кино, сложен из двух чередующихся при показе, но независимых друг от друга линий.
По неписаному шаблону
В роли Юны – Дарья Жовнер

Одна из них рассказывает о молодых кинематографистах, начавших профессиональную деятельность в битве за Москву зимой 1941 года, а вторая показывает, как известнейший голливудский продюсер Дэвид Селзник, зять могущественного киномагната Луиса Барта Майера (оба, кстати, выросли в семьях еврейских беженцев из России), «пробил» высшую кинонаграду советской документальной картине Ильи Копалина и Леонида Варламова «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой», выпущенной США в американской версии под названием «Москва наносит ответный удар», более соответствующим западным традициям. В той же номинации были премированы ещё три ленты – 18-минутная «Битва за Мидуэй» Джона Форда, где тоже идёт речь об ответном ударе, повернувшем ход войны, когда воздушно-морской флот США нанёс сокрушительное поражение японцам, ранее атаковавшим Пёрл-Харбор; «Прелюдия» Фрэнка Капры, критически оценивавшая долгое неприсоединение Америки к антифашистскому фронту, и первая номинированная на «Оскар» австралийская лента «Линия фронта» Дэмиена Парера, умершего вследствие тяжелейших съёмок в Новой Гвинее. Однако о них в фильме Мокрицкого не упоминается, дабы не умалять уникальность советского произведения и не ставить под сомнение сочинённую сценаристами «Первого Оскара» Максимом Будариным и Юрием Неневым историю о том, как Майер, в принципе не верящий в успех документального кино, противится замыслу Селзника выдвинуть на «Оскар» неигровую работу, но уступает настойчивости дочери и её мужа. История эта предсказуема до кадра, но, если воспринимать её как спектакль по знакомой пьесе, можно получить удовольствие от качественной игры Майкла Лернера и Остина Басиса, к тому же отчасти схожих со своими прототипами.

Столь же легко предугадывается российская линия с традиционными для советского кино эпизодами, в которых комсомольцы противятся эвакуации в тыл и рвутся на фронт, и шаблонным любовным треугольником, на сей раз составленным из начинающей актрисы Юны (Дарья Жовнер) и соперничающих из-за неё друзей-кинооператоров Ивана Майского (Тихон Жизневский) и Льва Альперина (Антон Момот). Впрочем, то, от чего морщится кинокритик, может легко принять обычный зритель – тем более что актёры хорошо вписываются в роли, а Момот, сыгравший узнаваемый типаж молодого интеллигента, заслуживает оценки отлично. К сожалению, этого не скажешь о ролях второго плана, в которых задействованы Андрей Мерзликин, Сергей Пускепалис, Василий Мищенко и другие известные актёры, но это не их проблема, а сценария.

Куда интереснее любовного профессиональный конфликт героев: Майский тяготеет к постановке или реконструкции боевых сцен, причём одна из них заканчивается нелепой гибелью солдата, который по его команде бросается в атаку с криком «За Родину! За Сталина!». Альперин же стремится снимать войну как она есть, для чего даже выпрашивает себе репортажную кинокамеру (американскую «Эймо» или её советскую копию, о чём не сообщается), и его съёмки, будь то пойманное объективом объятие медсестры и раненого бойца или кадры повешенных немцами комсомольцев-диверсантов (в действительности снятые Романом Карменом в Волоколамске) производят впечатление не только на тогдашнее кинематографическое начальство, но и на нынешних зрителей. Другое дело, что помещены эти кадры в другой контекст: мы видим на экране местных жителей, которые оплакивают казнённых как родных, хотя на самом деле они же и выдали их оккупантам, как жители Петрищева Зою Космодемьянскую. Словом, авторы «Первого Оскара» в данном случае сработали по Майскому, а не по Альперину.

Также нельзя не обратить внимание на товарища Сталина (Алексей Колган), ставшего почти непременным участником нынешней военно-патриотической эпопеи, причём снимаемым с коленопреклонённой позиции – здесь он благословляет неведомо как пробравшихся к нему молодых героев фильма, жаждущих отправки на фронт.

В результате наиболее сильным местом фильма оказывается вставленная под конец нарезка хроникальных кадров из «Разгрома немецко-фашистских войск под Москвой». Так, может, стоило отправить в прокат и его в первозданном или заново откомментированном непредвзятым историком виде?

Виктор Матизен,

“Литературная газета”

“Рядом с войной”: «Через прицел» на канале «Россия» и «Молчание» на Первом.

На Первом канале в канун праздника Победы прошёл очередной выпуск сериала «По законам военного времени», а на «России» 9 мая – «Через прицел» (режиссёр Сергей Коротаев). Оба производства кинокомпании Star Media, которая специализируется на картинах о войне.

Рядом с войной

Первая – криминальная с налётом гламура жвачка, имеющая мало отношения к войне и подвигу советского народа, – о приключениях парочки военных юристов, которые расследуют запутанные, но отнюдь не военные преступления. И сериал «Через прицел», как могло показаться поначалу, из того же ряда: та же «дешевизна» в декорациях городка, где живёт команда девушек-снайперов, да и натура, куда бойцы выезжают на войну, как на работу, тоже не меняется. Вроде такого же уровня сериальный продукт, но…

Что же заставило относиться к сериалу иначе? Самоотдача и серьёзность, с которой актёры (в данном случае актрисы) отнеслись к исполнению своих ролей. Они, за исключением Полины Пушкарук, которая снимается уже давно и много, дебютировали в больших ролях. Это в первую очередь Василиса Семашкова (на фото). Что бы в фильме ни происходило, может быть, вызывающее раздражение зрителей (сценарий вызывает много вопросов), но когда она появляется в кадре, о сценарных шероховатостях забываешь, актрисе веришь и за ней начинаешь следить. Это же касается дебютантки Александры Милёшиной, самой юной из актрис, а здесь сыгравшей женщину с драматической историей. И все они (в том числе Мария Баева и Екатерина Смирнова) – как будто с военных фотографий. Островки правды, которых в этом фильме немного, но всё же они есть.

Таких героинь, как в сериале «Через прицел», в «Молчании» (режиссёр Дмитрий Петрунь), что показан на Первом канале, нет, хотя эта мистическая криминальная драма о послевоенном времени, судя по картинке, профинансирована гораздо щедрее и сделана куда более мастеровито. Но – ни уму ни сердцу.

Нужно быть очень оторванным от жизни страны и очень далёким от народных интересов, чтобы в наше тревожное время, которое многие переживают очень тяжело, кормить зрителей столь мрачным нуаром и нагнетать кошмары и ужасы. К тому же лживые и грязные. Настроение в стране в 1947 году было совсем другое. Главным содержанием первых лет послевоенной эпохи был не преступный хаос, творимый криминалом, а восстановление разрушенного нацистами народного хозяйства. Созидание, а не кровавый беспредел, ставящий в тупик угрюмые правоохранительные органы, на помощь которым приходит главный герой сериала.

Видимо, телезрителям ещё долго придется «кушать» «довоенный» кинематографический продукт, сделанный ещё по стандартам, не учитывающим кардинальных перемен, произошедших в стране в связи со специальной военной операцией. Но не замечать этих перемен нельзя. Необходимо учитывать настроения в обществе, а может быть, формировать их. И тут ТВ может и должно сыграть важную объединительную роль. Особенно телевизионный сериальный кинематограф, который оперирует художественными образами, и потому воздействие его может быть куда более сильным, чем любые правильные слова и декларации.

Теперь смысл существования телеканалов не в яростной войне друг с другом за рекламные деньги посредством механизмов рейтинга, а в консолидации нации, мобилизации ресурсов страны в противостоянии западным санкциям и военным угрозам.

Александр Кондрашов,

“Литературная газета”