Плакать и смеяться по-русски
Коротков (Игорь Петренко)

1. «Красная капелла», антифашистская подпольная организация внутри Германии, зверски ликвидированная гестапо в начале 1942 года (вместе с жёнами участников). В неё входили ценные агенты, чиновники Шульце-Бойзен и Харнак, которым Сталин не доверял. Если к этому добавить провал нашего агента, сотрудника гестапо Лемана, и его убийство гитлеровцами, то это, несомненно, самое трагическое дело в истории разведки военного времени. С «Красной капеллой» связаны и аресты резидентов ГРУ в Париже и Бельгии – Треппера и Гуревича (после войны их вдобавок изрядно помучили в отечественной тюрьме). Все эти провалы объясняются дезорганизацией разведки вследствие жестоких сталинских репрессий, хаосом войны, дефицитом кадров, непрофессионализмом.

2. Операция «Снег», направленная на втягивание США в войну Японии. Как известно, Конгресс выступал против войны с Японией, и лишь нападение японцев на Пёрл-Харбор помогло Рузвельту вступить в войну. Разумеется, на это решение повлияло и множество иных факторов.

3. Дело героя, боевика Кузнецова, широко известное по советской литературе и кино.

4. Знаменитая «кембриджская пятёрка» (Филби, Кэрнкросс и другие), практически снабжавшая нас секретной информацией из всех английских ведомств, включая кабинет министров, а также германской шифрперепиской, перехватываемой англичанами в Блетчли-парке).

5. Операция «Монастырь», проведённая с помощью героического агента Демьянова, подставленного немцам (они доверяли ему до конца войны). Она касалась дезинформации о наступлении Красной армии в районе Ржева и дала возможность разгромить немцев в Сталинграде.

6. Воистину исторический подвиг советской разведки в деле создания отечественной атомной бомбы.

Все эти операции в том или ином виде фигурируют в фильме «Начальник разведки». Заметим, что в реальности начальник разведки – это отнюдь не «самый лучший» из разведчиков, это фигура политическая, ретранслирующая на разведку решения руководства страны. Я работал с начальниками Сахаровским, Мортиным, Крючковым, тесно общался с Шебаршиным, и лишь последний имел серьёзный разведывательный опыт. Сахаровский, долго возглавлявший разведку, работал во внутренних органах и в Румынии в качестве нашего представителя, а Мортин и Крючков пришли из партийных органов. Редкие выезды начальников разведки в резидентуры обычно носили инспекционный характер, оперативные вопросы решались на уровне заместителей начальника разведки и начальников отделов.

Итак, о сериале, сделанном с большим замахом.

Вместить в один сериал всю героику нашей разведки в период войны вряд ли по зубам и сотне гениальных эйзенштейнов. Собственно, из этого непомерного замаха и вырастают все промахи сериала. Совершенно не очерчена сюжетная линия, нет драйва, на котором обычно держится фильм, нет связи между сценами. Неубедительна командировка начальника (без знания немецкого языка!) в Берлин. Ясно, что с агентами-немцами он не встретится, остаётся лишь молчаливое, пафосное «противостояние» начальника разведки и гестаповца на приёме в Берлине, – словно для дошкольников снято.

Поскольку я большую часть жизни работал по Англии, меня удивил образ героя разведки, шотландца Кэрнкросса в Блетчли-парке, дешифровальном центре. В фильме – это семитского вида нервический субъект, неумело фотографирующий документы. Наши разведчики, работающие с ним, – неизменно в шикарных шляпах, с каменными физиономиями охранников нынешних торговых центров. А ведь это были герои-одиночки (Горский, Барковский и другие), работавшие на износ. Судьба большинства незавидна, например, Горский, на котором фактически держались лондонская и вашингтонская резидентуры, после войны был бесславно уволен. Удручающее впечатление произвело наличие в сердце разведки выдуманного агента абвера и якобы друга Фитина. Зачем был нужен этот компрометирующий разведку «оживляж»? Полная фикция! Авторы показали его вербовку в восхитительном порнографическом стиле, это искусно проделала femme fatale из абвера, – именно её задницей в загадочных обольстительных трусах и заканчивается, кажется, предпоследняя серия. Всё это на редкость примитивно и далеко от действительности, рассчитано на то, что «пипл всё схавает».

Увы, сериал не получился, и виноваты отнюдь не «закрытые секретные архивы», как некоторые любят объяснять свои промахи. Юлиан Семёнов и Татьяна Лиознова создали шедевр «Семнадцать мгновений весны», полагаясь исключительно на свой талант и профессионализм. Талантливая рука сильнее любых архивов! Богомолов в своём «Моменте истины» так имитировал якобы секретные документы, что поднял на уши весь КГБ…

Тем не менее можно только приветствовать появление фильма о советской разведке в тяжёлые годы войны и её молодом начальнике Павле Фитине, прошедшем путь, типичный для того поколения. Приветствовать, ибо на безрыбье…

Выдвиженец Берии, брошенный на разведку, обескровленную жесточайшими репрессиями, Фитин сумел частично восстановить её возможности и даже обеспечить наш атомный прорыв. Единственный нерасстрелянный начальник разведки во времена сталинского правления (а ведь под нож пошли и отцы-создатели – Давтян, Трилиссер, Артузов и другие). Фитин не вписался в тогдашнюю номенклатуру, уволен с должности в 1946 году, а при Хрущёве лишён воинской пенсии, как «пособник Берии». Закончил жизнь директором фотокомбината.

Игра актёров безупречна, особенно хороши Марин и Добронравов, но что проку, если слабы сценарий и режиссура? Стало уже нормой утверждать, что после нашего славного вхождения в дикий капитализм серьёзно опустились планки во всех областях жизни и, в частности, в кино. Действительно, нас заполонила дешёвка, подражания американским детективам, шпионским байкам о Бонде или Борне. Сформировалась и публика, привыкшая к развлекаловке под попкорн и кока-колу в параллель с гаджетом. Свобода, блин, свобода! Всё прошлое – это гадюшник, разве они будут смотреть фильмы о советской разведке, верившей в некие идеалы? Между тем в России полно талантов, им просто не дают вздохнуть и пробить крепости сложившихся монополий на ТВ и в кино. Уже давно пора вдохнуть свежий воздух в наше кино, в том числе в фильмы о разведке.

Советская разведка, опиравшаяся не только на коммунистическое, но и на всё левое, антифашистское движение, не имеет аналогов в мировой истории. Не случайно даже злобный враг России шеф ЦРУ Аллен Даллес считал её успехи лучшими в мире.

История советской разведки – это бесценный клад для литературы и кино. Не случайно на Западе писатели и киношники создали на материалах нашей разведки массу работ, цинично воруя сюжеты и приключения героев, разумеется, представив «наших» русскими идиотами. Есть и исключения, например английский фильм «Игра в имитацию» о дешифровальщиках Блетчли-парка, правда, и там Кэрнкросс тоже представлен в ущербном виде. Интересно, а кто-нибудь слышал о выдающихся западных разведчиках? Разумеется, доблестный Бонд не в счёт. Ха-ха! Так что, дядя Ваня (вспомним Чехова), будем жить! Мы услышим пение птиц, мы увидим всё небо в алмазах! И мы отдохнём! И будем по-русски плакать и смеяться на наших отечественных фильмах…

29-К Любимову.jpg

Немецкая шпионка в исполнении Екатерины Вилковой

Михаил Любимов,

“Литературная газета”