Ко Дню снятия блокады Ленинграда. Автор оратории “Ленинградский дневник” – об испытаниях времени и судьбы. Памятные мероприятия в Сочи

«Жить при тоталитаризме очень тяжело»: Рой Медведев – о роли личности в истории Советского Союза, возможных преемниках Андропова, причинах распада страны
27.01.2022
“Грэмми”: за что музыкальной премии удостоен Михаил Горбачев?
28.01.2022

Ко Дню снятия блокады Ленинграда. Автор оратории “Ленинградский дневник” – об испытаниях времени и судьбы. Памятные мероприятия в Сочи

27 января – День снятия блокады Ленинграда. Известный российский композитор и дирижёр Антон Лубченко, выпускник Санкт-Петербургской консерватории, посвятил немало произведений Великой Отечественной войне. Одна из жемчужин в этой серии – оратория-роман «Ленинградский дневник» на тексты Ольги Берггольц. Премьера состоялась в конце 2019-го в Капелле северной столицы, а партитура была подарена автором Музею обороны и блокады Ленинграда. В преддверии очередной исторической вехи «ЛГ» связалась с Антоном Владимировичем, воплощающим сейчас новые творческие идеи в Германии, чтобы задать несколько вопросов о блокадной оратории и сломанных судьбах в контексте человеческой памяти.

РЕФЛЕКСИЯ НА БОЛЬ

– Ваш «Ленинградский дневник», пропитанный животрепещущей поэзией Ольги Фёдоровны, – рефлексия на боль, согласно вашему же определению…

– …Как и любое сильное искусство, даже если оно предельно светлое. Разве, к примеру, Чаплин это не рефлексия на боль? Что касается Ольги Берггольц, впервые я познакомился с её творчеством в школьные годы. Но, когда мы с Александром Касаткиным готовились к съёмкам его фильма «Три дня до весны» о работе спецслужб в блокадном Ленинграде (картина вышла на экраны в 2017 году), довелось изучить поэтическое наследие «голоса блокады» более тщательно. Вот тогда я и обратил внимание на невероятную музыкальность этих текстов. Но сама оратория написана и о Берггольц, и не о Берггольц. Равно тому, как одновременно о блокаде и не о блокаде. В центре партитуры девушка, почти тургеневская, которой суждено было пройти через мясорубку ХХ века. Начинается сочинение с некого пролога «сказочки» про Алёнушку, у которой замучили братца:

«Иванушка, возлюбленный,

светлей и краше дня,

потопленный, погубленный,

ты слышишь ли меня?

Оболганный, обманутый,

ни в чем не виноват

Иванушка, Иванушка,

воротишься ль назад?..»

 

Затем открывается сама героиня нежная, женственная, любящая:

 

«Я прибегу в большом платке,

с такими жаркими руками,

чтоб нашей радостной тоске

кипеть вишневыми цветами…»

 

Потом следует хоровая Колыбельная, символизирующая начало войны:

 

«Я говорю с тобой под свист снарядов,

угрюмым заревом озарена.

Я говорю с тобой из Ленинграда,

страна моя, печальная страна…»

 

Далее мы встречаем главную героиню уже в совсем другом психологическом срезе:

 

«На собраньи целый день сидела,

То голосовала, то лгала.

Как я от тоски не поседела,

Как я от стыда не померла.

В подворотне с дворником курила,

Водку в забегаловке пила…»

 

И ближе к финалу перед зрителем предстаёт женщина страдавшая, разочаровавшаяся, лишённая любви, семьи, прошедшая через арест, но не сломленная:

 

«…Ни стоны друзей озверевшей ночью,

Ни скрип дверей и ни лязг замка,

Ни тишина моей одиночки,

Ни грохот квадратного грузовика.

Все отошло, ничего не осталося,

Молодость, счастие все равно.

Голос твой, полный любви и жалости,

Голос отчизны моей больной…»

ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ

– К Первой мировой войне вы обращаетесь в опере «Доктор Живаго» по роману Бориса Пастернака. Ваша Шестая симфония – о геноциде армян в 1915 году. Опера «Сын человеческий» – о трагедии в Беслане. В вашем обширном творческом наследии, насчитывающем более 100 масштабных и серьёзных произведений, есть кантата «Брестская крепость» и сочинение о концлагере Освенцим-Аушвиц… «А высказать других, о них скорбя, и есть возможность высказать себя»?

– Я убеждён, что ни один Художник не может не откликаться на вызовы времени. Вопрос лишь в том, насколько эти отзывы плакатны. К примеру, Дмитрий Шостакович достаточно прямо указывал на те или иные события в посвящениях. Принято думать, что Седьмая «Ленинградская» симфония о блокаде, а Двенадцатая («1917 год») о революции. Но ведь истинное содержание этих сочинений гораздо глубже!

Многим известно, что знаменитую «сцену нашествия» Дмитрий Дмитриевич написал ещё до войны, когда на страну наступал сталинский тоталитаризм, а значит, нашествие в Седьмой как минимум далеко не только фашистское. Что касается Двенадцатой симфонии, достаточно просто послушать её первую часть, не говоря уже о финальных, дробящих всё живое «серпом с молотом», чтобы понять, в каком именно ракурсе автор рассматривает революцию. Там присутствуют инициалы Сталина, соединяющиеся в коде с зашифрованным словом «ад». И ведь написана симфония более полувека назад, а снова становится актуальной: положите эту музыку на кадры современной кинохроники и готово сильнейшее кино!

Старший современник и антипод Шостаковича Сергей Прокофьев гораздо реже впрямую писал сочинения на злобу дня. Однако послушайте его кантату «Семеро их», созданную в 1917 году (между прочим, в ней он предсказал 7 руководителей Советского Союза), и вы не только услышите, но ощутите каждой своей клеточкой апокалипсис революции! Послушайте сочинения 20-х годов, вышедшие из под композиторского пера на Западе, и перед вами в каждой ноте пахнущий круассанами и кофе Париж! Вспомните Шестую или Седьмую симфонии образец «сталинского ампира»: красный бархат, мрачный имперский стиль в сочетании с серым камнем и страх, страх, страх… Даже в безобидной сказке «Петя и волк» изображение волка имеет, на мой взгляд, достаточно прозрачную аллюзию…

– Наше время имеет не меньше вызовов для людей искусства?

– Если не больше. Особенно то, что происходит с 2020 года. Это уже не локальные и даже не национальные катастрофы это касается каждого человека на планете!

ДУХОВНЫЕ СКРЕПЫ

Сейчас в Регенсбурге ставится моя опера «Мы» по роману Евгения Замятина. Задумал я её очень давно, а приступил к работе 5 лет назад. Но тогда и представить не мог, насколько актуальной она станет. Эта опера не только о жизни в тоталитарном государстве, а о существовании в мире лжи и двойных стандартов, о социальных дистанциях и нивелировании личности, о выхолащивании чувств и обнулении всех гуманистических человеческих ценностей, о замене истинной духовности на «духовные скрепы». Известный искусствовед Михаил Казиник написал мне недавно: «Вы первый композитор, который отозвался на то, как мы все живём! Это очень важно и ценно, и конечно, Ваша опера войдёт в историю!»

– Ваша бабушка воспитывала вас в лучших традициях советской педагогической системы. Может, в этом корни и вашего композиторского «традиционализма»: отказе в творческом процессе от гаджетов и ставке на нотную бумагу, карандаш, чашку кофе и отключённый телефон?

– Отчасти. Я ведь не только в организации рабочего процесса традиционалист. И в музыке считаю себя собирателем традиций.

– Продолжателем?

– Время покажет, не имею достаточного количества наглости считать себя продолжателем Чайковского, Прокофьева, Рахманинова, Шостаковича или Гаврилина. Но что действительно хочется подсобрать всё то, что потеряно за это время увлечений швыряния скрипичного ключа в помойку (кто дальше?) и стремлением быть непременно новым. Новизна хороша для газет: новости имеют обыкновение устаревать, поэтому вчерашних газет никто не читает. А хорошая музыка претендует если не на вечность, то, по крайней мере, на не одноразовое прослушивание. Для этого она должна иметь ещё что-то, кроме оригинальности. Например, что-то, что может задеть, заставить прослезиться и повторить переживание ещё раз (лучше, конечно, не раз)…

ГРИМАСЫ СУДЬБЫ?

– Первый творческий коллектив в своей жизни вы возглавили в 25 лет, причём тогда и потом, почти всегда, поднимали «тех, кого приручили» до определённых ремесленнических высот чуть ли не с нуля, а в качестве благодарности гримасы судьбы? Как-то бесславно сошла на нет ваша 3-летняя успешная (!) эпопея с реанимацией Сочинского симфонического оркестра с 2017-го по 2020-й. А художественное руководство в «Царицынской опере» Волгограда в ещё более ускоренном темпе с января по май 2021-го. Как думаете, почему?

– Спасибо за тёплые слова о моей работы! Карма такая, наверное (смеётся. – Т.В.). Я ведь и по жизни – странник. Мне всегда интересней что-то поднимать, создавать новое, преодолевать трудности, нежели изо дня в день повторять пройденное. Помните, как в песне «Поднимись над суетой» у Аллы Пугачёвой: «Просто из года в год нам петь одно и то же, но свой голос сохранить так порой непросто…»?! Когда понимаю, что темп творческого развития снижается, и мне с этим коллективом некуда расти самому, – ищу место, где моя энергичность могла бы пригодиться. Особых гримас судьбы не вижу…

 

Полную версию интервью читайте по ссылке на сайте “Литературной газеты”.

В Сочи проходят памятные мероприятия, посвященные Дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады

В Сочи проходят памятные мероприятия, посвященные Дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады

В Сочи проживают 55 блокадников. Сегодня по распоряжению главы города Алексея Копайгородского сотрудники районных администраций и депутаты провели адресные поздравления участников тех событий на дому при строгом соблюдении предписаний Роспотребнадзора.

– Наш долг – помнить героическую правду о тех страшных событиях, восхищаться честью и достоинством ленинградцев. Еще раз поклонится всем, кто был участником тех страшных событий, – рассказала заместитель главы администрации Сочи Елена Канюк.

К акции памяти «Блокадный хлеб», которая проводится сегодня по всей России, присоединились культурно-досуговые учреждения всех внутригородских районов Сочи. Сочинцам раздавались кусочки хлеба весом в 125 граммов. Именно такая минимальная норма выдачи тогда была установлена в осажденном городе для человека в день.

В доме культуры «Юбилейный» состоялось мероприятие «Непокоренный Ленинград». В доме культуры «Центральный» провели литературно-музыкальную гостиную «Живы. Выдержим. Победим». В доме творчества и досуга «Луч» показали композицию «Войны священные страницы навеки в памяти людской».

В «Лазаревском районном центре национальных культур им. К.С. Мазлумяна» прошел концерт по мотивам художественного фильма «Жила-была девочка”, снятый в блокадном Ленинграде в 1944 году. В нем приняли участие лучшие творческие коллективы и артисты учреждений культуры города.

Осада города на Неве началась 8 сентября 1941 года. Мужественные ленинградцы стойко выдержали 872 дня, в течение которых сообщение со страной поддерживалось только по Ладожскому озеру и по воздуху. 18 сентября 1943 года блокаду Ленинграда удалось частично прорвать, а полностью снять 27 января 1944 года.

 

Пресс-служба администрации города Сочи